Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что общество перешло от натурального производства к ры-ночной экономике. Современный человек, возможно, и хотел бы произво-дить собственноручно хотя бы пищу, но ритм жизни не оставляет ему на это времени.
Поэтому, людям приходится совершать сделки, покупать товары у производителей и продавцов. Каждый гражданин, каждый из нас ежедневно становится потребителем, вступая в правоотношения из договора розничной купли-продажи, приобретая продукты питания, предметы домашнего быта и прочие, необходимые для личного пользования, товары. От качества такой продукции зачастую зависит жизнь и здоровье не только самого покупателя, но и членов его семьи.
В последние годы в нашей стране государственными органами прово-дится довольно активная политика по защите прав потребителей. Государ-ство признает, что покупатель является уязвимой стороной при заключении договора розничной купли-продажи с предпринимателем. Поэтому одной из задач современной России является необходимость совершенствования зако-нодательства и существующих методов защиты прав потребителей.
Приобретение товара регулируется главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а к отношениям из договора рознич-ной купли продажи при участии потребителя применяется также Закон Рос-сийской Федерации «О защите прав потребителей».
Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей явля-ется довольно динамичным, о чем свидетельствуют многочисленные поправ-ки к основному закону в данной области. Но, несмотря на достаточное коли-чество законодательства в сфере защиты прав потребителей, которое свое-временно обновляется, нарушений прав потребителей и споров меньше не становится. Объемная правоприменительная практика свидетельствует о том, что вопросы привлечения к ответственности продавца, изготовителя за про-дажу товаров ненадлежащего качества не урегулированы полностью.
Объект исследования: Общественные правоотношения в области защи-ты прав потребителей при заключении ими договора розничной купли-продажи.
Предмет исследования: законодательство в сфере защиты прав потре-бителей в договорных отношениях, права потребителей и обязательства продавца.
Цель работы: всестороннее исследование законодательства, связанного с защитой прав потребителей в розничной купле-продаже.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- анализ правового регулирования прав потребителя;
- раскрытие способов и форм защиты прав потребителей;
- рассмотрение последствий передачи товара ненадлежащего каче-ства по договору купли-продажи;
- выявление прав потребителей в случае обнаружения недостатков в товаре.
Методологическую основу работы составляет применение таких прие-мов, как: обобщение теоретических и законодательных источников по вы-бранной теме, анализ сложившейся судебной практики, а также их синтез, описательный метод, классификация.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1 Общая характеристика прав потребителей товаров
Приобретение товаров и услуг для ведения хозяйства является неотъ-емлемой частью жизни людей уже многие столетия. Поэтому, чтобы урегу-лировать эту сферу жизни общества во многих государствах испокон веков издавались законы, формировалась нормативная основа, благодаря чему конфликты с участием граждан-потребителей разрешались наилучшим обра-зом.
Уже в странах древнего мира существовали законы, направленные на защиту прав потребителей. Например, известные всем Законы царя Хамму-рапи содержали в себе положения, способствующие защите людей, которые хотели приобрести товары, от желания торговцев продать испорченную или бракованную продукцию. В них правитель закрепил положения, касающиеся ценообразования, а также установил ответственность продавца за качество приобретенного у него товара .
Обратимся к истории России. До 1991 года отношения в потребитель-ской сфере регулировались исключительно гражданским законодательством. При этом гражданский кодекс содержал лишь общие положения, права по-требителя практически не были защищены, а оборот товаров рос, это приве-ло к необходимости создания отдельного закона.
Таким правовым актом мог стать Закон СССР от 22 мая 1991 года № 2184-1 «О защите прав потребителей». Рассматриваемый нормативно-правовой акт (далее - НПА) содержал в себе многие прогрессивные положе-ния, например, в нем была учтена компенсация за моральный вред.
Однако, в связи со сложной политической ситуацией, документ так и не вступил в силу .
В настоящее время основные принципы, на которых базируется все за-конодательство РФ содержатся в Конституция РФ. В ст. 45 установлено, что в России человеку гарантируется государственная защита его прав и свобод. Так, для защиты интересов покупателей государством создана федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-века (далее - Роспотребнадзор).
Следующим по иерархии источником в области защиты прав потреби-телей необходимо назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). К потребительскому праву применяются нормы кодекса о догово-ре купли-продажи гл. 30, о возмездном оказании услуг гл. 39 и ряд других.
В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) в ст. 1 представлена система НПА, применяемая к данной сфере. В нее входят: ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, принимаемые в соответствии с ними иные НПА.
Так, потребительское право состоит из совокупности разноотраслевых НПА, но его можно считать выделившимся в специальную комплексную от-расль законодательства. Нормативно-правовой базис рассматриваемого ин-ститута составляют положения о субъективных правах потребителей .
Специальным законом, регулирующим отношения между покупателем и продавцом, выступает Закон о защите прав потребителей. Именно в нем закреплены права потребителя. Так, согласно ст. 3 Закона о защите прав по-требителей приобретатель имеет право на просвещение в области защиты своих прав.
Для того, чтобы каждый гражданин-потребитель имел возможность воспользоваться этим правом государство разрабатывает образовательные стандарты, в которых предусмотрено изучение данной темы.
В Роспотребнадзоре разрабатываются специальные буклеты в зависи-мости от количества обращений и сезонной необходимости, также на сайте организации всегда можно найти актуальные новости в сфере защиты прав потребителей. Библиотеки в оговоренные дни недели обеспечивают консуль-тационные часы со студентами, состоящими в юридической клинике и с практикующими юристами.
Следующее право потребителя - право на качественный товар. Каче-ство товара должно соответствовать договору. Если же в условиях договора характеристики товара не закреплены, продавцу следует предоставить такой товар, который соответствует требованиям, которые обычно предъявляются к данному товару.
Исходя из вышесказанного, можно определить качество товаров как совокупность законодательно закрепленных, существующих в НПА, в дого-воре и в требованиях, обычно предъявляемых к товару такого рода, суще-ственных свойств, при наличии которых товар является полезным для потре-бителя и может быть использован по назначению.
Соответствующее качество означает также и то, что товар является без-опасным. Но вот безопасность товара не всегда свидетельствует о том, что он надлежащего качества. Если же в товаре присутствуют какие-либо недостат-ки, если он не соответствует заявленным свойствам, то такой товар будет то-варом ненадлежащего качества .
Стоит помнить о том, что у потребителя есть право обменять непродо-вольственный товар на подобный товар у того же продавца, если названный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, даже если этот товар был надлежащего качества. Но такой обмен должен быть произведен не позднее 14 дней без учета дня покупки.
Следующее важнейшее право потребителя - это право на безопасность товара. Безопасность использования товара означает, что товар при обыч-ных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации остается безопасным для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняет вред имуществу приобретателя. Изготовителю необхо-димо обеспечивать безопасность товара на протяжении всего срока его службы или срока годности.
Чтобы некоторые из товаров сохраняли свою безопасность от потреби-теля требуется соблюдение специальных правил хранения, транспортировки и утилизации. Такие правила изготовитель обязан заносить в соответствую-щую документацию о товаре, на этикетку, маркировку, иным способом ука-зать их. Продавец в свою очередь обязан уведомить об этих правилах по-требителя.
Необходимо вспомнить и про экологическую безопасность. Так, эколо-гически чистым, а значит и безвредным считается тот продукт, который не содержит вредных для человека или окружающего мира составляющих, а также не выделяет вредных веществ при его производстве и утилизации.
В отдельных странах существуют свои так называемые экомаркировки, которые гарантируют экологическую чистоту продукции. Для Германии это «голубой ангел», для стран Скандинавии - «северный лебедь», в Европе ис-пользуется экознак Европейского союза - «европейский цветок» также суще-ствует и «Евролист» . У Российских производителей есть возможность полу-чить «Листок жизни» в Санкт-Петербургском экологическом союзе, заметим, что это первая российская экомаркировка.
Чтобы потребителю было проще понимать, сколько времени приобре-таемая им вещь будет пригодна для определенных целей, при этом безопасна для жизни и здоровья самого потребителя, государство возлагает на изгото-вителей и продавцов обязанность по установлению сроков.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ (в ред. от 08.08.2024) // Собрание законо-дательства Российской Федерации. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон от 26 янв. 1996 г. №14–ФЗ (в ред. от 13.12.2024) // Собрание законо-дательства Российской Федерации.– 1996. – 29 янв. – №5. – Ст. 410.
4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300–I (в ред. от 08.08.2024) // Рос. газ. – 1992. – 7 апреля.
5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утвер-ждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров дли-тельного пользования, на которые не распространяется требование покупа-теля о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 1998 – N 4. – Ст. 482.
6. Об утверждении перечня технически сложных товаров: постанов-ление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 // СЗ РФ. – 2011. – № 46. – Ст. 6539.
7. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, пе-речня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ре-монта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных то-варов надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на анало-гичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или ком-плектации: постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 482.
Материалы судебной практики
8. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 9.
9. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 // Российская газета. – № 29. – 1995.
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 г. №16–КГ18–49. – URL: http://www.consultant.ru (дата обраще-ния: 07.03.2025). – Режим доступа: КонсультантПлюс: [справ.–правовая си-стема], свобод.
Научная и учебная литература
11. Антропова, Т.Ю. Изменения в защите прав потребителей: запре-щены недобросовестный сбор данных и недопустимые условия договора / Т.Ю. Антропова // «Руководитель бюджетной организации». – 2022. – №7. – С. 9– 11.
12. Вятчин, В.А. О состоянии регламентации возмещения убытков и взыскания неустойки в современном праве России / В.А. Вятчин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 2. – С. 121–131.
13. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей / Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2021.
14. Гришаев С.П. Защита прав потребителей / Подготовлен для СПС КонсультантПлюс, 2021.
15. Доронина, М. И. Право потребителя на компенсацию морального вреда / М.И. Дорониа // Молодой ученый. – 2020. – № 4. – С. 366–367.
16. Жилова, Ю.В. Консьюмеризм, защита прав российских потреби-телей / Ю.В. Жилова // Вестник науки. – 2022. – Т.6. №1(45). – С. 66– 70.
17. Кулиев, Э.З.О Проблемы судебной защиты прав потребителей / Э.З.О. Кулиев // В сборнике: Студенческий научный форум 2023. сборник статей VII Международной научно– практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 184– 186.
18. Кулицкая, Л.И. О необходимости разработки критериев опреде-ления размера компенсации морального вреда / Л.И. Кулицкая, Л.Ю. Лебе-дянцева // The Newman in Foreign policy. 2021. – № 60 (104). – С. 70–73.
19. Молчанова, А.В. Правовые последствия продажи потребителю некачественного товара / А.В. Молчанова // В сборнике: Актуальные вопро-сы цивилистики. Материалы Всероссийской научно–практической конферен-ции с международным участием, посвященной 25–летию юридического фа-культета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзаро-ва. Научный редактор С.В. Доржиева. – 2019. – С. 89–94.
20. Усольцев, Е.Ю. Злоупотребление правом со стороны потребите-ля: постановка проблемы и поиск ее решения / Е.Ю. Усольцев // Юрист. – 2021. – № 4. – С.7– 9.
21. Халилова Р.М. Учебное пособие по дисциплине «Защита прав по-требителей» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право». - Махачкала: ДГУНХ, 2019. – 237 с.